Free patterns Видео уроки Библиотека Копилка Галерея Полезные ссылки






Маска Гая Фокса (Guy Fox) в технике папье-маше


Уроки Папье-маше

Материалы и инструменты для папье-маше

Сегодня мы будем делать всемирно известную маску в технике Папье-маше - маску Гая Фокса!

Для маски нам понадобятся:

  • Пластилин скульптурный. Обычный детский пластилин для лепки нам не подойдет, он очень мягкий, и сделать из него что-то нормальное не получится, форму держать не будет. Нужен специальный скульптурный. Купить его можно в различных магазинах для хутожников, для творчества и скульптуры.

  • Клей. Обойный - лучше, для бумажных обоев. Нужна самая маленькая пачка. Замешивается один раз и его хватает до конца работы, до последнего слоя. Есть вариант с клеем ПВА. По-моему, не лучший, но имеет право на жизнь. А можно сварить клейстер из муки и воды. Он не хуже по свойствам, только высыхает быстрее и варить придётся не единожды.

  • Шпатлёвка. Можно использовать строительную на латексной основе, она после высыхания легко обрабатывается шкуркой (наждачной бумагой), но у неё есть минус: она не сильно держится на основании и при изгибе покрывается мелкими трещинами. Последний недостаток можно отчасти компенсировать нанесением поверх грунта для холстов. Латексная шпаклёвка продаётся в маленьких пластиковых ведёрках в готовом виде в строительных магазинах. Брать самую маленькую тару.

    Но лучше использовать двухкомпонентную полиэфирную автомобильную шпаклёвку (рис.1 - зелёная банка "Body Fiber"), если только не боитесь повозиться. Отлично держится на основе, легко шлифуется, поверхность получается прочной, гладкой и эластичной. Минусы: сложно рассчитать объём добавляемого отвердителя (2-3% от объёма), есть риск, что она затвердеет слишком быстро или не затвердеет вовсе, поэтому наносить нужно за считанные несколько минут. Продаётся в магазинах, торгующих автомобильными красками.


  • Резиновый шпатель.маленький, узкий и гибкий, можно купить вместе со шпаклёвкой (рис.1 - лежит на банке)

  • Шкурка.Только двух номеров: 200-300 и 40-100, чем меньше № - тем мельче зерно (какие именно номера брать - зависит от типа шпаклёвки, но это не критично). Её надо совсем мало, хватит по одному листу, около 20х20 см.

  • Грунт. Лучше всего - для холстов, акриловый (есть только в художественных магазина), взять самую маленькую тару, его потребуется очень мало. Вообще-то можно обойтись и без грунта, но краска может просвечивать, из-за чего её придётся наносить в два слоя и впоследствии отслаиваться от основания или трескаться. Этот грунт подходит и под акриловую, и под масляную краску.

  • Нож канцелярский (обойный). Удобно иметь под рукой два: большой, и маленький, но можно обойтись одним. Продаются в канцелярских и строительных магазинах, лучше брать тот, что с металлическим кожухом под лезвия (рис.1 - чёрно-жёлтый на переднем плане), такой будет служить долго, хоть и стоит дороже, чем одноразовые изделия из цельной пластмассы. Запасные лезвия есть там же, в упаковках по 10 шт.

  • Краска. Может быть разной. Часто используют акриловую, она легко наносится и образует стойкое покрытие. Минусы её - быстрое высыхание, из-за чего сложно делать плавные растяжки цвета, матовая и не слишком ровная поверхность. Я использовал масляную, единственный недостаток которой - долгое высыхание (до недели). Цвета, нужные для маски: белая, чёрная, красная, умбра, сиена жжёная, охра золотистая.

  • Растворитель. Уайт-спирит, очищенный - лучше, он не так сильно пахнет. Для чистки инструмента от грунта и краски.

  • Кисти. Всего две: номеров 4 - 6 и 8 или 10, плюс можно ещё одну для грунта, 10-ку, все - синтетического волокна (обычно это нейлон), плоские со скруглёнными краями.

  • Остальное, что покупать, скорее всего, не потребуется:

  • два ножа, с острым и скруглённым концом, потребуются при лепке и снятии маски с основы;

  • газета, хватить может и одной, если в ней много страниц. Бумага - обычная, средней плотности, не глянцевая;

  • бинт, или марля, но бинт удобнее.

  • Уроки папье-маше, маска Гая Фокса

    1 этап. Лепка основы.

    Для начала нужно раздобыть как можно больше фотографий оригинала, выполненных с разных ракурсов. Обязательно должны быть виды в фас, в профиль, в три четверти, желательно снизу и сверху, и остальных - чем больше, тем лучше. Так легче будет достоверно представить себе маску в объёме.

    Возможен вариант с покупкой готового пластикового основания под маску, на которое потом наклеиваются слои пенополиуретана (жёсткий утеплитель). Но можно обойтись и пластилином, как в данном случае.

    Лепить можно на любом твёрдом и гладком основании, размером несколько большим, чем сама маска. Это может быть обрезок ламината, ЛДСП, любого пластика, оргстекла, крашеной фанеры. Но основание не должно быть слишком габаритным и тяжёлым, его придётся достаточно часто вращать и периодически переносить.

    Первым делом нужно точно определить размер маски, её контур. Тут лучше замерить собственное лицо в ширину, в высоту, и определить расстояния между носом, глазами, ртом. Это всё можно отметить на бумаге, а потом нарисовать оси, контур, метки глаз, носа и рта на основание простым карандашом.

    Выглядеть это будет примерно так, как на рис. 2.

    Уроки папье-маше, маска Гая Фокса

    Пластилин перед лепкой лучше немного разогреть, подержав в тёплой воде, на солнце, как удобнее. Так он размягчится и из него будет легче лепить.

    Далее из пластилина, начиная с контура, нанесённого на основание, нужно вылепить объём основы маски. Сначала это делается грубо, без детализации, важны общий объём и пропорции в массе. В это время перед глазами постоянно должны находиться все изображения оригинала со всех ракурсов одновременно, с ними нужно постоянно сверять результат, разглядывая маску под теми же углами, что зафиксированы на снимках. Фото лучше распечатать достаточно крупно, 1 фото = 1 лист формата А4, и повесить на стене перед собой. Но можно смотреть и на монитор, выставив там изображение во весь экран, правда это не так наглядно, придётся часто листать фотографии руками, испачканными в пластилине.

    Как только общий объём вылеплен, требуется уточнить его детали. Здесь понадобятся ножи с острым и округлым концом. Как именно их использовать, думаю,объяснять не нужно.


    Один важный момент: если сделать формы точно такими же, какими они видны на фотографии оригинала, то при наборе толщины маски за счёт бумаги с клеем, бинта и шпаклёвки получится, что тонкие выступающие части станут толще, а впадины - наоборот тоньше, что приведёт к искажению пропорций. То есть брови, нос, нижнюю губу, бородок нужно делать на пару миллиметров с каждой стороны тоньше, чем нужно, а отверстия глазных впадин, ноздри, ротовое отверстие - наоборот шире. Эти поправки лучше внести после того, как основа будет вылеплена точно по фотографиям, срезав лишние миллиметры и добавив их на соответствующих частях.

    Далее мелкие неровности формы разглаживаются перед этапом нанесения слоёв папье-маше. Это можно легко сделать, смачивая руки в миске с тёплой водой.

    В результате получается примерно то, что видно на рис. 3.

    Уроки папье-маше, Маска Гая Фокса

    2 этап. Нанесение слоёв папье-маше.

    Клей подготавливается по инструкции, если это обойный, консистенция должна быть самой густой, из тех что написаны на пачке. По густоте клей должен напоминать сметану, то есть если его взять ложкой стекать он должен с трудом.

    Если это клей ПВА, то его можно наносить кисточкой, слегка разбавив водой или даже в чистом виде, в зависимости от исходной его густоты.

    В случае использования клейстера консистенция та же, только нужно помнить, что он готовится всего на пару слоёв, два дня он не простоит, засохнет, поэтому объём его не должен быть больше, чем пол-стакана. То есть одна столовая ложка с верхом муки на примерно пол-стакана воды варится до загустевания и после ещё немного при постоянном помешивании.

    Газету нужно порвать на кусочки рамером примерно от 2х2 до 4х4 см. Резать нельзя, края кусочков должны быть именно рваными, так переходы получатся незаметными, плавными.

    Первый слой наносится безо всякого клея. Кусочки бумаги просто обмакиваются в воду и налепляются на пластилиновую основу с небольшим нахлёстом новых на уже прилепленные. Бумагу необходимо тщательно разглаживать, чтобы она плотно прилегала и под ней не оставалось воздуха (это относится и ко всем последующим слоям). Бумага должна заходить примерно на сантиметр за предполагаемый край маски на всех слоях. Нужно обратить особое внимание на вдавливание её в узких местах с помощью ножа (морщины у глаз, усы, бородка). Далее нужно выждать до высыхания слоя, обычно это от силы час, если протереть лужи воды у основы. Излишки бумаги по бокам маски можно по высыхании сразу же аккуратно срезать.

    Второй, третий слоинаносятся уже с помощью клея. Тут два варианта: мазать основу кисточкой, разделив её условно на глаз по площади примерно на шесть частей, после чего наклеивать кусочки сверху чистыми руками, чтобы они не отставали вслед за липкими пальцами (подходит, если используется клей ПВА). И второй вариант, который лучше для обойного клея и клейстера: деление то же, но кусочки обмакиваются в клей непосредственно руками, после чего сразу прилепляются на основу по одному и тут же разглаживаются для устранения воздуха и полного повторения формы. Последний способ и был использован мной для этой маски.

    Все последующие слои нужно начинать также не раньше, чем высохнут предыдущие. Высыхание обычно длится не более двух часов в тёплом помещении.

    Четвёртый слой делается из бинта, что необходимо для прочности маски. Основа визуально делится на столько частей по высоте, на сколько хватает одной полоски бинта по ширине. То есть если бинт шириной около 10 см, то маска Гая Фокса, имеющая в высоту чуть более 20 см, делится на три части. Верхняя треть её щедро промазывается клеем, лучше просто вручную (если это не ПВА). Тут же на неё накладывается бинт, который надо тщательно прижать от центра маски к краям так, чтобы он нигде не отставал от основы. В некоторых местах его придётся вдавливать ножом. На глазах, ноздрях и ротовом отверстии бинт канцелярским ножом нужно надрезать и загнуть его концы вовнутрь. Далее промазывается соседняя часть. Вторая полоса бинта должна немного заходить на первую, достаточно будет и трёх миллиметров. На подбородке, на носу и бровях, то есть на сильно выступающих частях, излишки бинта тем же канцелярским ножом или ножницами лучше срезать, лишние нахлёсты не нужны. Слои бинта также должны на сантиметр заходить за края будущей маски.

    Пятый - седьмой слои аналогичны второму, с промежуточным высыханием.

    Восьмой слой повторяет собой четвёртый, то есть выполняется из бинта.

    Девятый - одиннадцатый слои бумажные, такие же, как второй

    Двенадцатый слойпоследний, выполняемый из бинта.

    Тринадцатый и четырнадцатый слои снова бумажные.

    На этом набор слоёв за счёт клея, бумаги и бинта можно считать законченным. Результат на рис. 4.

    Уроки папье-маше, маска Гая Фокса

    Обрезка.Перед шпаклёвкой следует обрезать лишнее по всему периметру маски. Для этого карандашом можно нанести линию обрезки, отступив на 3-5 миллиметров от теоретического края маски надо лбом и под подбородком наружу.

    Канцелярским ножом нужно прорезать все слои насквозь, после чего удалить обрезки. Ноздри и газа также можно прорезать на этом этапе, но выцарапывать изнутри лишнее не обязательно, хотя и не помешает, если проделать это аккуратно. В любом случае всё это желательно удалить до снятия маски с основы.

    3 этап. Шпаклёвка.

    В данном случае шпаклёвка была выполнена полиэфирным составом "Body Fiber", предназначенным для финишной шпаклёвки деталей автомобилей. В состав входит стекловолокно, придающее дополнительную прочность и эластичность. Однако, есть и минус такого включения: при шлифовке микроскопические волокна разлетаются вокруг и даже при регулярной обработке всех поверхностей с помощью пылесоса проникают повсюду и при попадании на кожу могут вызывать неприятные ощущения. К тому же состав содержит вредные при вдыхании вещества, помещение во время работы и высыхания шпаклёвки должно хорошо проветриваться. И работать желательно в перчатках и марлевой повязке, а пылесосить после каждого этапа шлифовки. Но таких этапов должно быть не больше трёх. Дело в том, что замешав сразу много смеси можно не успеть нанести и разровнять её до застывания. Поэтому лучше наносить её в два или три этапа. Всего понадобится менее 50-ти грамм смеси, то есть за один раз требуется смешивать не более 20 грамм шпаклёвки, это менее 1/10 той 250-граммовой банки, что есть на первом рисунке. Вообще-то расход дан очень приблизительно, поскольку он сильно зависит от степени неровности получившейся поверхности. Теоретически может хватить и одного этапа шпаклёвки.

    Один момент:лучше нанести чуть больше шпаклёвки, чем если её окажется маловато. Лишнее можно быстро сошлифовать, а вот недостающее нарастить более проблематично. И шлифовать выборочные места маски неудобно. Поэтому наносить шпаклёвку нужно по всей поверхности, независимо от того, ровная она на вид и на ощупь или нет.

    Шпаклёвка тщательно размешивается в той пропорции, что дана в инструкции, то есть обычно 2- 3% отвердителя по отношению к необходимому объёму смеси. После чего быстро и как можно более равномерно наносится на маску резиновым шпателем шириной не более 4-х см со скруглёнными краями (можно обрезать ножом самостоятельно).

    4 этап. Снятие с основы.

    Осуществляется после полного высыхания шпаклёвки, поскольку во время высыхания форма должна быть жёсткой, к тому же шпаклёвка сама по себе придаст дополнительную жёсткость маске при снятии её с основы.

    Для снятия желательно немного выбрать ножом пластилин у края маски за лбом, по краям, после чего её легко будет поддеть там пальцами.

    Уроки папье-маше маска Гая Фокса

    Далее, глядя на маску по диагонали чуть сверху, берём её двумя руками одновременно за оба верхних края у основания (см. рис. 5 - жёлтый овал) и всеми пальцами сначала очень медленно слегка оттягиваем в стороны, не более чем на сантиметр, а потом - по чуть-чуть на себя. Резко тянуть маску не нужно ни в коем случае, она может и треснуть. Это надо делать очень медленно, осторожно, короткими движениями отгибая, притягивая к себе, отпуская и повторяя снова, в стороны сильно отгибать особенно опасно. Если не идёт - подумайте как взяться получше, а не тяните сильнее. Немного отогнув края, можно попробовать просунуть простой нож со скруглённым концом под край маски, только не надо работать им как рычагом, им можно заставить отлипнуть бока маски от основы за счёт толщины ножа. Если услышите малейший треск - сразу прекращайте все действия. Далее снимайте маску, взявшись несколько по- другому и уменьшив отгиб в стороны.

    Сняв, наконец, её с основы, нужно аккуратно обрезать лишнее с краёв и очистить заднюю часть от пластилина и отстающей бумаги

    Также стоит, предварительно разметив карандашом, канцелярским ножом прорезать маленькие прямоугольные щели для резинки в области висков, на уровне глаз, в полутора - двух сантиметрах от края маски (см. рис. 5).

    5 этап. Шлифовка.

    Сначала делается крупнозернистой шкуркой примерно №200 в тех местах, где необходимо снять большой слой шпаклёвки. Далее можно выровнять поверхность уже мелкой шкуркой, примерно №100 или даже меньше, чтобы исключить проявление борозд от крупной шкурки сквозь краску.

    Задняя часть, бумажная, также слегка шлифуется мелкой шкуркой.

    Торцы шлифуются только 100-м номером, они должны быть немного скруглены.

    Перед грунтовкой нужно протереть пыль с поверхности маски сухой и чистой тряпкой. Не забудьте потом всё вокруг тщательно пропылесосить.

    6 этап. Грунтовка.

    Используется грунт для холстов, который в один слой наносится кистью. Главное при этом аккуратно распределять его, чтобы не было потёков и рёбер. Слой должен быть достаточно тонким. Грунт наносится повсеместно на обе стороны маски, на торцы чуть более толстым слоем, они сильнее впитывают.

    7 этап. Окраска.

    Берётся палитра, если нет специальной, то может подойти любая твёрдая и гладкая поверхность светлого нейтрального тона, желательно белая, можно взять небольшую тарелку. На ней разводится основной цвет маски, примерно светло - бежевый. Его, например, можно получить из разведения малого количества умбры, чуть больше охры золотистой и по большей части белой краски. Оттенок подбирается, глядя на фото оригинала. Количество краски должно быть таким, чтобы хватило на всю поверхность с запасом. Получившийся цвет наносится полностью на всю лицевую часть маски, за Рис.5. Снятие с основы исключением тех частей, которые покрываются впоследствии чёрным. Наносить его надо умеренным слоем, стремясь к равномерности окраски.

    Далее разводятся два или три коричневых цвета. Один - тёмно-коричневый, также на основе умбры, это самый тёмный цвет, не считая чёрного, он виден на маске в тенях под бровями. Второй цвет - светло-коричневый, средний между ним и основным бежевым. Третий - средний между светло- коричневым и бежевым. Они наносятся полосами от тёмного к светлому в тех местах, где есть впадины (смотри фото). После нанесения всех полос их границы маленькой кистью, не более 6-го номера, размываются продольными плавными мазками так, чтобы получились плавные переходы от тени к свету.

    Следующим цветом будет розовый. Развести необходимо также два цвета сразу: тот розовый, что есть на фото и посветлее, ближе по тону к бежевому основы. Розовый располагается круглыми пятнами на щеках, границы круга прорисовываются полосой светло-розового цвета, после чего тем же методом коротких штрихов размываются, образуя плавные переходы.

    После высыхания всех предыдущих цветов, что необходимо для чёткости границы, наносится чёрный цвет бровей, усов и бородки.

    В общем, маску можно считать законченной, но есть вариант покрыть её по высыхании ещё и лаком в один слой. Это устранит неравномерность блеска разных цветов (чёрный цвет обычно вообще не блестит). Если есть такое желание - лучше взять специальный художественный лак для масляных красок, он по высыхании остаётся эластичным и не потрескается от изгиба маски.

    Уроки папье-маше, маска Гая Фокса

    Поделиться материалом в социальных сетях:

    Автор McArrow (makarovsn@yandex.ru, icq333392604), фото автора.

    При размещении материала на других ресурсах активная ссылка на www.world-hmade.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА!

    Наша группа:
    Наша группа в контакте
    Мастер-классы по рукоделию

    Игрушки крючком: